Поисковый оптимизатор - не профессия

Да, я считаю, что поисковый оптимизатор - это не профессия, оптимизатор - это призвание. Сам термин “оптимизация” подразумевает улучшение чего-либо. Под поисковой оптимизацией  подразумевается улучшение сайтов для лучшей находимости в поисковых системах. Необходимость существования поисковой оптимизации обусловлена несовершенством поисковых систем.

В этом месте, наверное, нужно сделать небольшое отступление. Я понимаю, что многим моим коллегам не нужно объяснять - что такое поисковые системы и как они работают. Они могут опустить этот абзац и продолжать чтение дальше. Итак, поисковая система - что это? Абстрагируясь от технической и технологической части, поисковая система - это именно система. В ее основе лежат алгоритмы поиска информации по заданному запросу среди набора документов (веб-страниц). В свою очередь поисковые алгоритмы базируются на использовании ряда оценок (факторов ранжирования) применительно к каждому документу. Анализ этих оценок позволяет судить о соответствии (релевантности) того или иного документа заданному запросу. На конечном этапе осуществляется сортировка всех документов по значениям релевантности и пользователь получает результат поиска на свой запрос (выдачу).Возвратимся к несовершенству поисковых систем. Кроется оно, как не странно, в тех самых факторах ранжирования. А точнее в некоторой оторванности этих факторов от реальности, использовании “механистического” подхода в анализе документов без учета субъективной составляющей, так называемого “человеческого фактора”. Дабы не нагромождать абстрактных словесных конструкций и не утомлять читателя рассмотрим простой пример. Известно, что одним из факторов ранжирования является заголовок документа, задаваемый в теге TITLE. Теперь возьмем простого пользователя, решившего создать собственную страницу, но не знакомого с тонкостями работы поисковых систем. В результате создания страницы возможны следующие варианты с тегом заголовка:

  1. Пользователь оставил его пустым
  2. Пользователь создал его, но он не несет полезной информации
  3. Пользователь создал его, но заголовок не полностью отражает смысл страницы
  4. Пользователь создал его и полностью отразил смысл страницы

Если произвести несложное исследование, то окажется, что вероятность каждого из выше озвученных вариантов убывает с возрастанием порядкового номера в приведенном списке. Т.е. вероятность того, что самый простой пользователь или начинающий веб-мастер создаст правильный заголовок документа весьма и весьма небольшая.
Однако поисковые системы игнорируют этот факт, принимая за аксиому, что все документы соответствуют п.4. Недальновидно? Возможно.  Но не это самое страшное. Страшно здесь то, что формальный признак используется для оценки качества информации! Т.е. какой интересной не была бы информация на странице, без учета формальных признаков высокой оценки у поисковых систем она не получит, а значит вероятность нахождения ее пользователями резко снижается. И таких формальных признаков не 1 и не 2. Их значительно больше.
Идем дальше. Разумеется, оценка осуществляется не только на основе формальных признаков, анализируется и сам текст. Но опять же, используемые подходы позволяют говорить исключительно о степени соответствия документа запросу и не более! О качественном анализе содержания речь даже не идет. Можно взять совершенно бессмысленный текст, вставить в него ключевые слова и поисковая система будет ранжировать такой документ наравне с остальными. Конечно, тут можно возразить, что поисковая система - не человек, чтобы понимать содержание текста и тем более не эксперт, чтобы давать  оценку его качества. Отчасти соглашусь. Но лишь отчасти, потому как даже навскидку могу назвать несколько автоматизированных способов анализа качества документа. Также соглашусь, т.к. возможно поисковые системы уже используют какие-то алгоритмы для оценки качества содержания. Но даже если так, то результат их работы не очень заметен.
В итоге мы имеем с одной стороны поисковые системы с их идеалистичными и статистическими подходами в оценке содержания документов. С другой стороны - обычные пользователи и веб-мастера, которые слабо разбираются в особенностях работы поисковиков, а потому создающих сайты далекие от 100% значения релевантности. Поэтому между ними просто обязаны были появиться оптимизаторы. Те, что понимают работу поисковых систем и знают, как правильно создавать сайты, чтобы их находили. Оптимизатор – ключевое звено между формализованными поисковыми системами и неформализуемой человеческой психикой.

Поисковые системы обязаны оптимизаторам за то, что те улучшают (пусть не все, но в основной массе) качество их выдачи. Простые владельцы сайтов и веб-мастера обязаны оптимизаторам за то, что те улучшают находимость их сайтов, увеличивают посещаемость. Возможно кто-то скажет, что оптимизатор делает это совсем не из альтруистических соображений и получает за это неплохие деньги. Но оптимизатор прежде всего - человек. А деньги - проза жизни. 

Оставить комментарий