Поисковые технологии будущего

Последнее время часто задаю себе вопрос - как будут развиваться поисковые технологии дальше? Вопрос этот несомненно интересный и требует полноценного рассмотрения, но за неимением достаточного свободного времени пока вынужден ограничиться форматом краткой статьи. К тому же не так давно я писал о технологиях персонализации, что также относится к поисковым технологиям будущего, поэтому в данном изложении повторяться о них не буду.

Вполне очевидно, что развитие поиска происходит и будет происходить в направлении улучшения его качества. В свою очередь качество поиска определяется двумя критериями:

  1. Понимание того, что ищет пользователь
  2. Нахождение требуемого результата

Рассмотрим эти два ключевых вопроса. Понимание запроса пользователя в ближайшем будущем столкнется с двумя основными проблемами. Первая их них была порождена самими поисковиками - примитивность запросов. Давайте представим простую ситуацию. Вы идете по улице, к вам подходит человек и говорит: “улица Ленина”. Вы начинаете лихорадочно соображать - что же он имел в виду? В итоге прийдете к выводу, что человек видимо хочет узнать как туда попасть, но на всякий случай переспросите. А если человек скажет что-то менее однозначное вроде: “ромашка”? Тут вариантов уже значительно больше, начиная от продажи цветов и заканчивая одноименным магазином. Без уточняющих вопросов тут точно не обойтись. И заметьте, подобные вопросы ставят в тупик человека, обладающего интеллектом. А что тогда требовать от поисковика? Однако именно такие запросы миллионами получает каждый день поисковик и должен выдавать релевантные результаты. Ситуация это хоть и кажется глупой, однако она связана с неспособностью поисковиков понимать естественно-языковые запросы. В результате пользователи вынуждены были упрощать свой запрос до набора ключевых слов, а поисковики усложняют статистические алгоритмы, чтобы определить цель запроса. Таким образом, становится очевидным, что для наилучшего понимания запроса пользователя и снятия всех неопределенностей, связаных с ним, необходимо использовать естественно-языковые запросы, либо максимально приближенные к нему. Решение этой задачи возможно лишь с внедрением семантического анализа и языковой базы знаний (не путать с базами данных) - перевод конкретного запроса на язык абстрактного смыслового описания. Это будет сродни революции в поиске. Но пока до нее далеко и поисковики идут по эволюционному пути, беря количеством, а не качеством, внедряя все более сложные системы классификации запросов и слов, входящих в них.

Второй важнейший вопрос - нахождение требуемого результата. Его решение невозможно в отрыве от первого. Если поисковик понимает смысл запроса пользователя, то очевидно, что он аналогично должен понимать и смысл каждого документа в поисковой базе. Т.е. опять же приходим к семантическому анализу документов и перевод их на аналогичный язык смыслового описания, возможно в сокращенной, реферированой форме. Также, вероятно, изменится и формат выдачи, т.к. поисковик будет способен сразу выдать результат в виде значимой информации, а не ссылок на сайты, где ее придется собирать по крупицам.

Но самое интересное, что в свете подобного пути развития поисковых систем отпадает необходимость в персонализированном поиске, т.к. пользователь самосоятельно может сказать, что именно его интересует. Персонализированный поиск необходим лишь в том случае, если поисковики продолжат развитие по нынешнему эволюционному пути. Он компенсирует неспособность понимать смысл запроса знаниями о пользователе, используя их для уточнения запроса.

Таким образом, на настоящий момент вопрос о том, ждет ли нас в будущем семантический поиск или развитие технологий персонализации - остается открытым. К сожалению тенденции говорят о развитии направления персонализации, но все еще может измениться.

Оставить комментарий