Все гениальное - просто!

Сначала хотел просто поделиться новостью о том, что поисковая система Nigma собирается запустить семантический поиск. Но в итоге пост вырос до размеров небольшой статьи и получился совсем о другом. И получилось возможно несколько сумбурно, но уж не обессудьте.

Тема городов Дальнего Востока Руси в последнее время стала уж слишком актуальной в среде оптимизаторов, а значит нельзя оставить ее без внимания. Понятно, что наращивание числа факторов ранжирования способно улучшить качество поиска. Только один ньюанс - изменение это исключительно количественное и совершенно непринципиальное. Затраты сил и ресурсов совершенно непропорциональны получаемым результатам. Все это сильно напоминает “новый Вискас с улучшеным вкусом”. Где-то там в глубинах компании специально обученные дегустаторы может и способны различить это улучшение, но простым котам пользователям по большому счету все равно. Они даже не замечают этих изменений оценок качества выдачи в n-ом знаке после запятой, т.к. это находится за гранью их порога различимости. Сильнее всего эти изменения отражаются на коммерческой выдаче, где одни коммерческие сайты заменяются другими, т.е. опять же для конечного пользователя разницы нет, зато их замечают оптимизаторы и поднимают бурю в стакане.

Совершим небольшой экскурс в недалекую историю. В свое время небезизвестная компания Microsoft, создав парадигму “Персональный Компьютер” сильно увлеклась ею. Желая сделать ПК частью самого человека они только и занимались, что вылизывли интерфейс их взаимодействия. Возможно это произошло из-за недальновидности руководителей, неспособных почувствовать новые веяния времени и нарождающиеся потребности пользователей, возможно из-за иллюзии того, что компания способна сама формировать информационные потребности и правила взаимодействия человека с информационной средой. В итоге это значения не имеет: поезд ушел. Бесплодные попытки догнать и вскочить на подножку последнего вагона ни к чему не приводят. Компания из безусловного лидера стала превращаться в догоняющего. Из законодателя мод она стала подражателем и в этом еще одна ее фатальная ошибка. Умение подражать еще ни одного попугая не сделало человеком. Вместо этого следовало бы осознать, что ничто не вечно в этом мире. На смену одной парадигме всегда придет новая. И в стремительно меняющемся информационном мире ждать этого приходится относительно недолго. Именно в этом направлении и нужно двигаться всегда, иначе рано или поздно окажешься аутсайдером.

Однако вместо выстраивания новой парадигмы идет постоянный процесс борьбы за пользователя путем создания очередных “пряников”, призванных сделать нашу нелегкую жизнь чуть слаще. В итоге получаем парадоксальную ситуацию, когда 95% функций и возможностей программного обеспечения, установленного на компьютере используется крайне редко или не используется вообще. Но производители с завидным упорством продолжают нашпиговывать свои творения все новыми и новыми возможностями, призванными помочь пользователю. Только получается с точностью до наоборот. Порой объем “улучшизмов” становится настолько велик, что всякое желание разбираться с ними и тем более впускать в свою личную информационную жизнь отпадает сразу же. В результате они висят ненужным балластом. А в случае платного ПО, за этот балласт еще приходится платить. напоминает это все старый анекдот про навороченные японские наручные часы, которым требуется чемодан батареек.
А ведь я бы с удовольствием вернул за адекватную компансацию той же Microsoft ее Игры, половину Стандартных программ, Почту, Контакты, Медиацентр и многое другое, чем я никогда не пользуюсь и пользоваться не буду. Пусть за это платят те, кому это действительно нужно. Мне не нужно все это великолепное многообразие, создающее невообразимое безобразие и на которое были затрачены тысячи и тысячи человеко-часов. Уверен, если выкинуть весь этот программно-информационный мусор, то винда будет стоить 300 рублей и проблема пиратства отпадет сама собой.

“Будь проще и люди к тебе потянутся”. Это очень мудрые слова. В них заложен огромный потенциал трафикогенерации :)
Сравните главные страницы Google и Yahoo: без статистики станет понятно кто из них первый - кто больше привлекает.
Наше восприятие цельно и неделимо. Попытка внести в него искусственные рамки вызовут только явное или неявное неприятие. С человеком нужно общаться понятным ему языком и образами. Зачем выделять поиск по картинкам, если в строке запроса я могу написать “картинки …” или “фото …”? Тоже самое относится к блогам, видео и прочим поискам. И вместо того, чтобы просто вводить простым русским языком то, что я хочу найти, я вынужден помнить адреса десятка специализированных поисковых сервисов, либо совершать много лишних действий, чтобы найти их. А если я не знаю, что они существуют?

Но в итоге вся проблема упирается в неспособность системы понимать потребности пользователя. А если быть еще более точным, то в нежелании разработчиков создавать естественные человеческие интерфейсы. На этом фоне весьма обрадовало сообщение о том, что поисковая система Nigma планирует разработать и запустить семантический поиск. Очень хочется надеяться и верить в то, что на этом нелегком пути разработчики смогут избежать принципиальных ошибок, избежав судьбы WebAltы. И пока другие гонятся за первым местом или колесят по Дальнему Востоку, будет создан принципиально новый поисковый сервис, общающийся с человеком на одном языке. Впрочем, время покажет.

Оставить комментарий